74895755_0

Исполнительный директор Союза

Роман Незовибатько

 

Мы уже давно не живём в том мире, где общее важнее частного, где аксиомы непререкаемы, а создаваемое – на века. Эпоха потребления диктует новый скоростной режим, в котором инновации остаются таковыми лишь пару лет, отрасли мутируют до неузнаваемости, совмещая ранее несовместимое. А молодая базальтовая индустрия, зародившись в недрах классической советской науки, все еще пытается пройти свое становление по правилам давно ушедшей эпохи “индустриализации”. “Live Free or Die” – вот девиз нового времени. И пора выбирать.

 

Технологии вместо замещения

Необходимо отойти от стратегии “замещения” – замещения металлов, замещения стекла, углеволокна и т.д. Иначе базальтовая индустрия погрязнет в конкурентной борьбе. Конечно, исход предопределен – победят новые материалы. Но на это уйдёт слишком много времени. И, очнувшись от этой борьбы, мы поймем, что проспали эволюцию. Новый технологический уклад требует от нас полного пересмотра концепции применения.

IMAG8773

 

Если мы говорим о строительном рынке, то пора отойти от парадигмы “стальная арматура – базальтовая арматура”. Такой подход заранее провален. И те, кто делает ставку в развитии своего бизнеса именно на этом, рождают “мертвое дитя”. В ближайшие десятилетия этот рынок стремительно изменится. Аддитивные технологии заместят традиционные подходы к возведению объектов. На строительство будет уходить не несколько месяцев или лет, как мы привыкли, а несколько недель или даже дней. Небольшие объекты же будут строится несколько часов. Строительный принтинг стремительно развивается. Появляются такие компании как Apis Cor. Сегодня все понимают, что нужно увязать технологии с материалами – нужен технологический симбиоз. 9

Apis-Cor


Уход от гигантизма

Как мне кажется, ещё одна болезнь, от которой нам пора избавляться – это болезнь “гигантизма”. Производственные гиганты – пережиток эпохи индустриализации. В кризисную эпоху они, неповоротливые, немобильные, в большинстве своём почили в славном историческом прошлом. Некоторые, правда, сели на шею государству. Но попытки их реанимировать в прежнем виде неэффективны. Сегодня малые компании, в большинстве своём венчурные или краудфайдинговые стартапы, задают реальный темп технологического развития. Широко используя прорывные решения, нередко создавая материнские технологии, они в кратчайшие сроки добиваются небывалого успеха с полным выходом продуктов на рынки, создавая то, что раньше удавалось сделать лишь за десятилетия, и то серьезным КБ. У последних была и господдержка, и гарантированный заказ и линейное финансирование. Но они оказались не готовы к новым реалиям, к новым скоростям. В этом смысле представители базальтовой индустрии в выигрышной ситуации. Самый крупный российский производитель непрерывного базальтового волокна выпускает около 2,5 тысяч тонн в год. Это очень скромные объёмы. Вместе с тем такие предприятия максимально мобильны в условиях нестабильного рынка и дрейфующих валютных курсов. Даже при самом худшем сценарии, когда предприятие прекратит свое существование, количество специалистов, потерявших работу, не превысит пары-тройки десятков человек. Этим людям будет легче переориентироваться на рынке труда, нежели тысячам уволенных с какого-нибудь лесопромышленного или металлургического комплекса. Более того, такие специалисты более склонны сами становиться субъектами бизнеса.

Думаю, “гаражное” предпринимательство в наше время становится не только экономически обоснованным, но и платформой очень практичных технологических решений. И если раньше в подворотнях подковывали блох, то сегодня этих блох запускают прямо с крыш осваивать марсианские широты.

 

Кластеризация

klaster

Эффективным способом кооперации базальтопереработчиков является создание профильных промышленных кластеров. Такой симбиоз интересов сразу нескольких производителей на одной площадке позволит снизить не только логистические, энергетические и иные затраты, но и ускорить производственные процессы, синхронизировать маркетинг, объединить научный потенциал. Это уже не площадка конкуренции, а сотрудничества. Развернутые в России кластеры (например, композитные) уже показали свою эффективность.  И собирать такие кластеры гораздо проще, нежели собирать один большой проект. Это проще и с позиции поиска инвесторов, и с позиции рисков, технологий и т.д.

 

А что индустрия?

Стратегия НТР, принятая в декабре 2016 года,  задает высокую планку всем отраслям. Отстающих ждать никто не будет. Представителям базальтовой индустрии нужно выработать собственную стратегию, разработать дорожную карту. И сделать это возможно лишь в полной координации всех её участников, с опорой на современную технологическую науку, с полной готовностью к цифротизации тех- и бизнес-процессов. В условиях стремительных рыночных эволюций необходимо тесное межотраслевое взаимодействие. Вопрос лишь в том, готовы ли мы к ним сами. Время покажет. Уже скоро.